единственного монумента дореволюционной Лысьвы

Будучи студентом истфака Пермского госуниверснтета, автор этих строк старался регулярно посещать библиотеки, музеи, особенно в период работы над курсовыми, рефератами. Однажды меня заинтересовала фотография памятника графу Шувалову. Монумент стоял на пересечении улиц Лысьвенскон и Шуваловской (ныне, соответственно, улицы Революции и Мира). Он был воздвигнут организатору реконструкции лысьвенского завода 1898-1905 гг., предвидевшему тенденции развития российского рынка на многие десятиле-гия вперед. Завод, как известно, стал монополистом по производству ряда видов продукции в масштабах Урала и даже России.

БРОНЗОВЫЙ лик графа обращен в сторону завода с дымящимися трубами, всполохами разливки стали, шумом и грохотом промышленных агрегатов, паровозов-«кукушек», подвозящих дрова, чугун… Скульптура ярого, как тогда говорили, эксплуататора, возвышалась на постаменте, сложенном из нескольких глыб уральского камня — пироксенита (разновидность базальта — В. Л.), привезенного из Екатеринбурга. Стыки между блоками тщательно зачеканены свинцом, который, как мне рассказал дежуривший в музее ветеран труда ЛМЗ, лер-монтовед М. К. Беляев, местная ребятня извлекала для своих рыбацких нужд. Михаил Карпович пояснил, что историю этого монумента никто не знает. Во мне возник профессиональный интерес историка. Увлекательнейшее исследование длилось три года. Результаты его фрагментарно публиковались в газетах «За передовую металлургию» и «Шанс». Думаю, читателям начала XXI века будет интересно познакомиться с историей единственного монумента Лысьвы дореволюционной.

После кончины последнего заводо-владельца графа П. П. Шувалова (1847-1902 гг.) было принято решение об увековечении его памяти. Кому принадлежит приоритет по идее возведения монумента -наследникам, администрации Горного округа или руководству Лысьвенского завода, трудно сказать. Но такое решение было принято и его нужно было выполнять. Добровольным и добровольно-принудительным порядком начался сбор средств. Нашли скульптора, взявшегося претворить идею в жизнь, заказали пьедестал. Подготовительные работы велись примерно с 1904 года. В центре поселка возник внушительных размеров забор, огораживающий место выемки грунта, закладки фундамента.

ВСПОМНИВ цветную дореволюционную фотографию памятника из экспозиции музея, стал искать на куске красного гранита со стороны пруда тщательно закрашенные углубления имевших место надписей. На гранитной плите, вмонтированной в постамент, с трудом удалось прочитать последние слова: «Ле-пилъ скульпторъ Шервудъ».

На мое счастье, в энциклопедическом словаре профсоюзной библиотеки удалось обнаружить сведения о людях с такой фамилией — отце и сыне Шервудах. Упоминалось, что последний, к тому же, являлся автором книги «Путь скульптора» (Л-М. 1937 г.). Поисковая работа началась. Увлечение переросло в профессиональный интерес. Через МБА заказал лавное, одновременно обогащая себя массой ценнейших сведений о русской монументальной скульптуре, архитектурных решениях скверов, площадей, тенденциях развития монументального искусства за последние 150-200 лет.

Я сознательно несколько подробно акцентировал внимание читателя на своих действиях, ибо часто сам процесс поиска, исследования на предварительном этапе как-то умалчивается, а сообщаются лишь его позитивные результаты, подчас тенденциозно. А для историка, как и для истинного рыбака, не менее интересен и сам процесс, сопряженный с мучительными сомнениями, анализом неудач, поиском в нескольких направлениях.

Таким образом мне стало известно, что Владимир Осипович Шервуд (1833-1897 гг.), академик живописи, автор архитектурного проекта здания исторического музея на Красной площади Москвы, был и художником, и отличным скульптором. Он — автор уникального памятника (1887 г.) в первопрестольной грена-дерам-героям Плевны. Монумент отлит полностью из чугуна (!), является уникальным явлением в русском монументальном искусстве. Также он автор памятника Н. И. Пирогову (открыт у клиники им. Пирогова в 1897 г.). Понятно, что по датам рождения и смерти автором памятника в Лысьве он быть не может.

Сын его, Леонид Владимирович (1871-1954 гг.), пошел по стопам отца. Л. В. Шервуд известный русский и советский жульптор, заслуженный деятель ис-сусств РСФСР (1946 г.), автор намогиль—юго памятника Г. И. Успенскому (1904 icon smile  единственного монумента  дореволюционной Лысьвы , адмиралу С. О. Макарову (1913 г.), бю-гтов известных людей (Пушкину и дру-~им). В советское время по личному поучению В. И. Ленина Шервуду было доверено осуществлять в жизнь знаменитый ленинский план монументальной пропаганды в Петербурге. Он автор памятников-бюстов А. Н. Радищеву — писателю, революционеру, работнику таможни (1918 г.), А. И. Герцену (1919 г.), известной скульптуры «Часовой» (1933 г.).

Мог ли скульптор Л. В. Шервуд, ученик Паоло Трубецкого и Огюста Родена, быть автором памятника графу Шувалову в поселке Лысьвенский завод? Вроде бы и масштаб не тот, но кто знает. Многие мастера как раньше, так и теперь не чурались за свой труд получить хорошие деньги. Это не исключается, но нужны
Леонид Владимирович ШЕРВУД, 1871-1954 гг., скульптор, заслуженный деятель искусств РСФСР (1946). Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и в Академии художеств у Беклемишева.

Работал над произведениями монументальной и станковой скульптуры экспрессивно-импрессионистического характера.

В его произведениях эклектически соединены академические приемы композиции, психологический реализм и импрессионизм.

Последующим работам свойственны строгая монументальность и лаконизм формы (портрет Розы Люксембург, гипс, 1928, музей Революции, Ленинград; статуя «Часовой», гипс, 1933, ГРМ). Похоронен на Литераторских мостках.
доказательства. Пришлось просмотреть десятки книг, советских и дореволюционных, и о удача (!) найдено подтверждение.

ТЕПЕРЬ необходимо было выяснить некие подробности этого исторического события в жизни поселка Лысьвенский завод. Позади просмотренные сотни страниц газеты «Пермские ведомости», «Пермские епархиальные ведомости», обнаружено попутно множество ценнейшей информации по истории Прикамья… И в итоге — всего лишь небольшая заметка в губернских «Пермских ведомостях», констатация открытия монумента графу. Вот и все. Казалось бы, пора и точку поставить, но до боли обидно, когда результаты этого труда используют все, кому не лень, как разменную карту информационных баталий.

Автору поисковой работы по истории монумента несказанно повезло, ибо удалось узнать, что описание памятника существует в книге известного исследователя В. Весновского «Исторические памятники в Пермской губернии»: Пермь, 1915 год. На странице 10 читаем:

«В Лыстапской, волости: Памятник графу П. П’. Шувалову, бывшему а им ельцу? Лысьвенского горного округа, ‘сооружен на средства служащих и рабочих округа в 1904-1907 гг. Стоимость его выразилась в сумме 30141 руб. 70 коп. (постамент 20 141 руб. 70 коп. и бронзовая статуя — 10 000 руб.).

Размеры памятника: бронзовый монумент, представляющий собой фигуру графа 4 аршины, постамент, состоящий из 15-16 камней пироксенитовой породы — высотою 4 аршины, общая высота памятника равна 8 аршинам. На памятнике имеются следующие надписи: на северной стороне — «Граф Павел Петрович Шувалов», на западной стороне — «Служащ ими и рабочими лысьвенского горного округа сооружен в 1904-1907 гг. Лепил скульптор Шервудъ».

Полный текст из этой книги публикуется впервые, об авторе этой книги стало известно из многолетнего труда краеведа Е. Спешиловой «Старая Пермь», Пермь 1999 год, стр. 531. Публицист, исследователь Виктор Александрович Весновский (1873-1933 гг.) в 1902 году издал «Спутник туриста по Уралу» и другие сочинения. Публиковался с 1897 года, был редактором газеты «Голос Прикамья».

Чтобы собрать, изучить и опубликовать информацию по истории монумента графу Шувалову, потребовались многие годы кропотливого труда, и не исключена вероятность создания книги по истории монументальных памятников Лысьвы на основе собственных, авторских публикаций последних лет.

P. S. В декабре 2009 года в рамках программы «Лысьва-месторождение культуры » скульптура П. П. Шувалова восстановлена и стоит на прежнем месте. Теперь мы долго можем спорить о том, копия ли это работы известного скульптора или новое прочтение образа по мотивам Шервуда. Налицо ряд факторов — металл, пропорции, поза и, конечно, асимметричное решение относительно оси постамента ранее и почти симметричное сейчас. Последний фактор в новом архитектурно-художественном прочтении образа можно считать более предпочтительным.

Если посмотреть на фото первоначального решения: пьедестал-скульптура, создается ощущение, что они были заказаны отдельно, и попытка «состыковать» их была не совсем удачна. Или подобная асимметрия была предусмотрена архитектором всего проекта заранее, кто знает?

вам обязательно будет интересно

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>